Электровозы оборудуют автопилотом. Газета "Гудок"
Автоматизированные системы управления
для железнодорожного транспорта
г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 21, стр. 16 +7 (499) 286-38-88
RU

Электровозы оборудуют автопилотом. Газета "Гудок"

В этом году на грузовых электровозах Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги будет установлено 90 универсальных систем автоведения поезда (УСАВП-Г).

За два последних года по программе ресурсосбережения электровозы постоянного тока ВЛ-10 эксплуатационного депо Омск были оборудованы 109 комплектами УСАВП-Г общей стоимостью более 100 млн руб.

Система помогает экономить электроэнергию и ограничивать продольно-динамические усилия в железнодорожном составе до уровня, соответствующего требованиям безопасности движения.

Неотъемлемой частью УСАВП-Г является модуль регистрации параметров движения и автоведения (РПДА-Г), который предназначен для измерения до 40 основных параметров силовых цепей грузового электровоза и его движения для последующего экспресс-анализа. Это позволяет автоматически диагностировать техническое состояние локомотива, оптимизировать режимы ведения поезда, уточнять сроки ремонта.

Как пояснил «Гудку» главный инженер эксплуатационного депо Омск Денис Новоселов, действие УСАВП-Г основано на расчете оптимальных алгоритмов распределения электроэнергии при наборе скорости и торможении в режиме реального времени.

Вся информация во время движения электровоза записывается на съемный картридж. Ее расшифровка проводится на специальном программном комплексе, который анализирует данные и готовит отчет.

На Омском отделении Западно-Сибирской железной дороги отмечают, что с внедрением комплекса сократились расходы, связанные с расшифровкой скоростемерных лент, учетом потребляемой электроэнергии, поиском неисправностей и ремонтом электровозов, а также ликвидацией дефектов в пути следования.

Удельный расход электроэнергии локомотивов, оборудованных УСАВП-Г, составляет 66,5 кВтч/10 тыс. ткм против 69,5 кВтч/10 тыс. ткм у электровозов без УСАВП-Г. Только на разнице в параметрах удельного расхода электроэнергии эксплуатационное депо Омск в прошлом году сэкономило более 700 тыс. кВт/ч.

В этом году депо Омск планирует установить системы автоведения на 40 грузовых локомотивах ВЛ-10. Еще 50 будет установлено на электровозах переменного тока ВЛ-80С в Карасуке.

По мнению омских железнодорожников, УСАВП-Г позволяет быстро обучить машиниста-новичка правильному выбору режимов ведения поезда. Управляя поездом при помощи УСАВП-Г, машинист на свое усмотрение может переключить систему в режим автоведения или в режим подсказки.

Система является своего рода тренажером для локомотивщиков и позволяет снизить финансовые затраты на их обучение.

Однако, по мнению главного инженера локомотивного ремонтного депо Московка Западно-Сибирской железной дороги Сергея Спиридонова, УСАВП-Г нуждается в дальнейшем усовершенствовании.

«Система умная, но «интеллекта» ей можно еще добавить, – говорит Сергей Спиридонов. – Например, нам бы хотелось, чтобы система умела «распознавать» поезда с наливом и с углем. Ведь для каждого из них требуется свой режим трогания. Человек это знает, машина пока нет».

Все предложения и замечания локомотивных бригад по поводу эксплуатации УСАВП-Г передаются в отраслевой центр внедрения новой техники и технологий магистрали.

На основе этих предложений ученые разрабатывают новые программные продукты для технологии автоведения. Так, они смогли довести время ее использования с 20% от общего времени нахождения поезда в пути до 40%. А со временем, как полагает Денис Новоселов, машинисты смогут задействовать ее на все 100%.

Валерий ФИЛОНЕНКО,
соб. корр. «Гудка»
Омск