Нагрузка на сеть. Газета "Гудок"
Автоматизированные системы управления
для железнодорожного транспорта
г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 21, стр. 16 +7 (499) 286-38-88
RU

Нагрузка на сеть. Газета "Гудок"

Алексей Миронов, начальник департамента управления перевозками ОАО «РЖД»Интенсивный рост грузооборота требует увеличения массы поездов, нового подвижного состава и повсеместной модернизации инфраструктуры.

Работа с поездами весом более 6 тыс. тонн пока что ведётся лишь на некоторых магистралях, однако уже в ближайшем будущем тяжеловесное движение будет организовано по всей сети ОАО «РЖД». Об основных направлениях развития движения тяжеловесных поездов и о том, какие проблемы можно будет решить с их помощью, рассказал «Гудку» Алексей Миронов.

– Алексей Юрьевич, какие задачи может решить широкое внедрение тяжеловесных поездов?

– Организация движения поездов весом более 6 тыс. тонн и длиной свыше 71 условного вагона соответствует Стратегической программе развития ОАО «РЖД». Внедрение на сети тяжеловесного движения позволит справиться с возрастающими объёмами перевозок грузов на решающих направлениях. Я считаю, что в связи с прогнозируемым ростом грузооборота и увеличением объёмов работ по ремонту инфраструктуры к уровню прошлого года более чем на 30% необходимо уже в 2008 году повсеместно применять практику вождения соединённых поездов на лимитирующих участках.

– Расскажите об основных этапах работы по организации тяжеловесного движения.

– В 2007 году разработана концепция развития тяжеловесного движения на период до 2030 года, в которой определены этапы развития инфраструктуры ОАО «РЖД» и обновления подвижного состава для обеспечения пропуска грузовых поездов весом до 9 тыс. тонн и более. Работу планируется провести в 3 этапа.

I этап – 2008 – 2010 годы. Предстоит завершить реализацию программы подготовки основных направлений сети к вождению поездов длиной 71 вагон и весом 6 – 6,3 тыс. тонн, скорректировать её с работами по усилению инфраструктуры по отдельным направлениям вождения поездов весом 9 тыс. тонн и соединённых поездов весом 12 тыс. тонн.

II этап – 2010 – 2015 годы. Разработка и реализация программы подготовки направления Кузбасс – Северо-Запад, Кузбасс – Центр, Кузбасс – порты Чёрного моря для вождения поездов весом 9000 тонн.

Протяжённость направлений, подготовленных к пропуску грузовых поездов весом 6 – 6,3 тыс. тонн, в 2010 году составит более 35 тыс. кмIII этап – 2016 – 2030 годы. Реализация программы тяжеловесного движения с учётом внедрения новых типов подвижного состава. Организация вождения на отдельно выделенных линиях поездов весом более 12 тыс. тонн.

Стоит отметить, что дальнейшее развитие тяжеловесного движения требует решения ряда проблем: подготовки инфраструктуры путевого хозяйства, хозяйств электроснабжения, автоматики и телемеханики и ввода в эксплуатацию мощного тягового подвижного состава. Для гарантированного пропуска поездов длиной 100 условных вагонов только на направлении Кузбасс – Северо-Запад потребуется развитие более 200 станций. Общие инвестиции в развитие станционной инфраструктуры могут составить более 60 млрд руб.

При внедрении вагонов габарита Тпр может быть реализована осевая нагрузка до 30 тонн на ось. В случае повышения осевой нагрузки мы сможем без увеличения длины приёмо-отправочных путей довести вес поезда в перспективе до 12 тыс. тонн. Расчёты показывают, что в случае применения таких полувагонов на направлении Кузбасс – Новороссийск сокращается их требуемое количество, снижается срок окупаемости капитальных вложений на 2 – 3 года.

Для реализации второго и третьего этапов реконструкции инфраструктуры основных направлений, представленных «Гипротранстэи», по оценке профильных департаментов, без учёта затрат на ремонт искусственных сооружений и усиление пути, вложения составят около 200 млрд руб.

– На каких направлениях сети ОАО «РЖД» курсируют сейчас тяжеловесные поезда и насколько готова инфраструктура компании к их пропуску?

– Протяжённость участков сети, подготовленных для вождения тяжеловесных поездов, – 29 тыс. км. Прежде всего на основных направлениях: Кузбасс – Северо-Запад, Кузбасс – Москва, Кузбасс – Новороссийск и Кузбасс – Дальний Восток. Ежесуточно в 2007 году со станций сети отправлялось 440 тяжеловесных поездов.

Готовность инфраструктуры для вождения тяжеловесных поездов весом 6 – 6,3 тыс. тонн составляет на сегодня 90%. На полигоне Кузбасс – Северо-Запад из 2883 приёмо-отправочных путей 1097 подготовлены для поездов длиной 71 условный вагон, 174 пути – для поездов длиной 100 условных вагонов. На полигоне Кузбасс – Юг из 2491 пути 982 готовы для поездов 71 условный вагон, 110 – для 100 условных вагонов. На полигоне Кузбасс – Дальний Восток из 4310 приёмо-отправочных путей 1726 предназначены для приёма поездов 71 условный вагон, 82 – для 100 условных вагонов.

В 2008 году планируется освоить инвестиции в размере более 11 млрд руб., выполнить удлинение приёмо-отправочных путей и развитие технических станций. К 2010 году завершатся работы по удлинению приёмо-отправочных путей до 1050 м на направлениях в порты и погранпереходы. Протяжённость направлений, подготовленных к пропуску грузовых поездов весом 6 – 6,3 тыс. тонн, в 2010 году составит более 35 тыс. км. В текущем году будут приняты значительные меры по модернизации инфраструктуры, которые помогут увеличить полигон вождения тяжеловесных поездов.

Прежде всего это касается работ на СвЖД, на которой планом оздоровления путевого хозяйства в 2008 году предусмотрено выполнение усиленного капитального ремонта в объёме 400 км. На ОЖД на направлении Кошта – Бабаево – Волховстрой запланирован ремонт 279 км пути. Для выполнения этих работ потребуется ежедневное предоставление 8-часовых «окон» на 2 – 3 фронтах одновременно. Необходимо решить задачу повышения скоростей движения поездов в первую очередь по главным путям станций, а также сокращения нижних пределов ограничения скорости движения по перегонам и в зонах повышенного расхода топлива. Прогнозируемый на 7% рост грузооборота и увеличение объёмов работ по ремонту инфраструктуры к уровню прошлого года более чем на 30% обязывают нас в 2008 году повсеместно применять на лимитирующих участках практику вождения соединённых поездов весом до 12 тыс. тонн.

Итоги прошлого года показывают, что эта работа ведётся лишь на ЗСЖД, МЖД, ЮУЖД и ГЖД. В 2007 году проведено 2608 соединённых поездов.

Особо необходимо отметить положительный опыт ЗСЖД. Более половины соединённых поездов сформировано на этой дороге, что позволило обеспечить высокий уровень эксплуатационной работы при полном обеспечении безопасности движения. Передовые методы будут применяться в текущем году и на других железных дорогах.

– Потребуется ли для организации тяжеловесного движения внедрение принципиально новых технических средств?

– Да, и это очень важный вопрос. Вождение на отдельных направлениях сети поездов весом от 7 до 9 тыс. тонн приведёт к серьёзным техническим трудностям, связанным с управлением тормозным оборудованием подвижного состава, значительным увеличением продольных динамических сил в движущихся составах, неготовностью систем электроснабжения, рельсовых цепей. Для реализации тяжеловесного движения надо обеспечить сеть надёжными мощными локомотивами, разработать усиленные автосцепные устройства. Кроме этого, требуют доработки локомотивные системы СУТП, ИСАВП-РТ.

Учитывая принципиальную важность для перспектив развития перевозочных возможностей железных дорог на период до 2030 года, в текущем году необходимо разработать комплексную программу развития тяжеловесного движения на период до 2015 – 2030 годов с определением очерёдности подготовки инфраструктуры для вождения поездов весом 9 тыс. тонн и более.