Один в кабине. Газета "Гудок"
Автоматизированные системы управления
для железнодорожного транспорта
г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 21, стр. 16 +7 (499) 286-38-88
RU

Один в кабине. Газета "Гудок"

Помощники нужны не всем

На участках Киров – Балезино и Горький – Владимир ГЖД началось вождение пассажирских поездов дальнего следования по технологии «в одно лицо». 

Для обкатки технологии на участках длиной около 240 км каждый выбраны две пары поездов. Они проходят эти расстояния за три с половиной – четыре с половиной часа. По мнению специалистов, за это время у машинистов не возникает чувства переутомления. 

Считается, что машинист, работающий в одиночку, должен находиться за контроллером не больше шести часов. После – начинает быстро расти утомление. 

Первым в «одно лицо» участок Балезино – Киров прошёл поезд Казань – Киров. «Управлять локомотивом одному не сложно, – рассказал «Гудку» машинист депо Киров Владимир Шаромов, проведший поезд. – Опираешься на систему автоведения, контролируешь приборы и особенно внимательно следишь за тем, что происходит на путях». 

По словам заместителя начальника службы предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях ГЖД Ивана Шугурова, за предшествующий эксперименту год была разработана документация, которая регламентирует взаимодействие машиниста с поездной бригадой. Начальник поезда и проводники были обучены действиям в нештатных ситуациях, а в самом поезде есть радиостанции для связи с машинистом. Именно проводники и осмотрщики вагонов взяли на себя часть функций, которые обычно выполняет помощник машиниста: проверку автосцепного, тормозного и электрооборудования. 

Потребовалось и серьёзное техническое дооснащение электровозов. Как сообщили «Гудку» в службе локомотивного хозяйства дороги, его прошли 84 машины, из которых 22 отобраны для опытных поездок. На них установлены не только локомотивные устройства безопасности КЛУБ, но и системы автоведения, которые позволяют точно соблюдать скоростной режим, обеспечивая при этом экономию электроэнергии. Машинистам не надо, как это было прежде, регулярно нажимать на контрольную кнопку, подтверждая, что они здоровы, не дремлют и могут вести локомотив. В рейс они получают телеметрические системы контроля бодрствования ТСКБМ. С браслета, надетого на руку, информация считывается прибором, который моментально остановит поезд, если, например, машинист потеряет сознание. 

Строгим был медицинский отбор претендентов на работу «в одно лицо»: требования медиков в таком случае выше. При этом перед медкомиссей кандидатов предупредили: если они по каким-то причинам её не пройдут, то это никак не скажется на дальнейшей работе, только в рейс они будут выходить в паре с помощником. 

Дальше – подготовка по специальной программе в Нижегородской технической школе. В «первом отряде», вернувшемся с учёбы в депо Киров, шесть машинистов, которые успешно сдали экзамены на право водить пассажирский поезд «в одно лицо». 

Дорога сумела заинтересовать машинистов и материально: оплата работы во время «одиночного» рейса увеличивается. Выгодна новая технология и дороге, ведь заработок бригады из двух человек обходится ей существенно дороже. 

В перспективе, когда магистраль развернёт вождение поездов «в одно лицо» на всех запланированных направлениях, ожидается экономия эксплуатационных расходов – до 26 млн руб. в год.

Николай Морохин