Один в пути. Газета "Гудок"
Автоматизированные системы управления
для железнодорожного транспорта
г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 21, стр. 16 +7 (499) 286-38-88
RU

Один в пути. Газета "Гудок"

Новая ресурсосберегающая технология поможет рассчитать оптимальный режим движения поездов

В июле на участке Зима – Нижнеудинск ВСЖД пассажирские поезда начнут водить «в одно лицо».

Впервые эту технологию на дороге опробовали в прошлом декабре на 243-километровом участке Иркутск – Зима. Более полугода машинисты водили по нему фирменный поезд «Байкал» и поезд Иркутск – Усть-Илимск. Для этого задействовали локомотивы ЭП1П, оборудованные современными системами автоведения, и прошедших жёсткий отбор машинистов. 

«Испытания выдержали и машинисты, и электровозы с их умной электронной начинкой. На одиночном вождении обкатано 12 специалистов. И это не предел: в ближайшее время наш парк пополнится ещё семью электровозами ЭП1П. Заинтересованы и машинисты, поскольку прибавка к зарплате в 10–12 тыс. руб. никому не лишняя», – рассказывает начальник эксплуатационного локомотивного депо Иркутск-сортировочный Евгений Ларин. 

По словам начальника отдела эксплуатации локомотивной службы ВСЖД Сергея Гусева, машинисты оценили все достоинства универсальной системы автоведения. 

«Это своего рода автопилот, который позволяет вести пассажирский поезд без участия человека. В память системы заложен весь маршрут, режим движения: где быстрее ехать, где медленнее, где притормаживать, где останавливаться. Машинист лишь контролирует работу микропроцессорной автоматической системы и вмешивается только в случае нестандартных ситуаций», – поясняет Сергей Гусев. 

Полугодовой опыт вождения пассажирских поездов «в одно лицо» позволил проверить на жизнеспособность и регламент взаимодействия машиниста-одиночки с начальником поезда, механиком, проводниками. 

«Сейчас это единая смена, они притёрлись, каждый знает, что ему делать», – подтверждает Сергей Гусев. 

Сегодня завершается подготовка к вождению поездов на участке от Зимы до Нижнеудинска. «Осталось определить поезд, который поведут машинисты без помощников», – уточнил начальник службы локомотивного хозяйства ВСЖД Олег Чикиркин. 

Между тем на дороге пока ещё недостаточно локомотивов ЭП1П. Поэтому на ВСЖД приступили к дооборудованию ещё достаточно новых электровозов серии ЭП1. Благодаря тому что этот локомотив оснащён микропроцессорной системой управления двигателем, ему проще «навесить» современную систему автоведения. 

Только за июнь, по словам Олега Чикиркина, из депо Иркутск-сортировочный вышло восемь модернизированных машин. Причём с каждой неделей темпы возрастают. Если вначале на дооборудование одного локомотива уходило несколько дней, то сейчас – не более полутора. 

«До конца года дооснастить системами автоведения предстоит не менее 50 электровозов ЭП1 парка ВСЖД», – говорит Олег Чикиркин.

Той же работой сейчас занимаются и в локомотивных депо Красноярской и Забайкальской дорог. В локомотивном депо Красноярск систему автоведения должны установить на 60 локомотивах, в депо Белогорск – на 90. Если добавить сюда 50 иркутских машин, то получится две сотни электровозов, пригодных для вождения машинистами без помощников. 

«В такой синхронности действий нет ничего удивительного. Мы собраны в единый парк и работаем на одном полигоне», – заключает Олег Чикиркин.

По его словам, уже в ближайшей перспективе технология вождения поездов «в одно лицо» может быть задействована на всём протяжении от Мариинска до Карымской.

Сергей Кез,
соб. корр. «Гудка»
Иркутск