Покоряем ЭЛЬБРУС. Газета "Волжская магистраль". Выпуск № 026
Автоматизированные системы управления
для железнодорожного транспорта
г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 21, стр. 16 +7 (499) 286-38-88
RU

Покоряем ЭЛЬБРУС. Газета "Волжская магистраль". Выпуск № 026

Твёрдое энергооптимальное расписание ложится в основу грузового движения.

Повышение технологической дисциплины. Гармонизация движения поездов. Снижение внеплановых простоев по станциям. Рост средней участковой скорости. Сокращение затрат на электроэнергию. Это всё не лозунги, это – ожидаемый результат от внедрения аппаратно-программного комплекса ЭЛЬБРУС.


Перспективы этой и других систем, которые могут повлиять на формирование твёрдых энергооптимальных расписаний движения грузовых поездов, обсуждались на технико-технологическом совете Горьковской железной дороги.

Внедрение полигонной технологии планирования и управления поездной работой является приоритетным направлением развития в ОАО «РЖД». Начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун, открывая техсовет, напомнил: в этом отношении наша магистраль всегда старалась идти на шаг впереди других дорог.

Основным звеном реализации полигонной технологии является график движения, адаптированный под текущие параметры поездопотока с действующими условиями пропуска поездов и увязанный по междорожным стыкам. Расписание движения грузовых поездов определяется нормативным графиком, который ежегодно разрабатывается технологами региональных дирекций управления движением. Но для повышения качества планирования поездной работы график требует постоянной корректировки и актуализации, в первую очередь, с учётом технологических окон и заданных парамет-ров по стыкам.

Сегодня можно формировать расписание движения поездов не вручную, а автоматически, и на сутки вперёд. Такую возможность даёт аппаратно-программный комплекс ЭЛЬБРУС.
Как пояснил заместитель заведующего отделением ОАО «ВНИИЖТ» Валерий Кирякин, сегодня АПК ЭЛЬБРУС введён в постоянную эксплуатацию на полигонах восьми дорог, в том числе и на Горьковской. Основу комплекса составляет математическая модель. Она и позволяет строить прогнозный график с учётом актуальных условий пропуска и заданных параметров поездопотока (включая окна, запретные и ограничительные меры).

– АПК ЭЛЬБРУС может не только составить суточный энергосберегающий график, но и стыковать прогнозные графики между полигонами дорог и передавать график в систему диспетчерского управления движением поездов, – отметил Валерий Кирякин в своём докладе.

Причём график может строиться в двух режимах – с сохранением точек отправления грузовых поездов со станций формирования и в режиме максимального использования пропускной способности железнодорожного полигона. Во втором случае график «уплотняется».

Опыт использования АПК ЭЛЬБРУС на полигонах железных дорог показывает, что для повышения актуальности суточных прогнозных графиков в перспективе необходимо решение ряда технологичес-ких вопросов. Среди них – ввод в информационные системы данных о наличии в ходу приоритетных грузовых поездов (контейнерных, специализированных и т.д.) с прогнозом на два дня вперёд. Требуется повысить качество планирования отправления соединённых поездов. Есть и другие вопросы, требующие постепенного решения.

На Горьковской железной дороге АПК ЭЛЬБРУС тиражирован в постоянную эксплуатацию для стыковки со Свердловской магистралью в июне 2014 года. Тогда же началась отладка технологии и организации движения грузовых поездов по энергооптимальным, актуальным расписаниям, построенным с использованием АПК ЭЛЬБРУС. Для утверждения сквозного вариантного графика на полигонах ГЖД и Северной дороги проводилось специальное совещание в Ярославле. Специалисты Горьковской дирекции управления движением предлагают регламент, определяющий порядок стыковки на общем полигоне с соседней дорогой по станции Шарья. В качестве альтернатив движенцы Северной дороги предлагали рассмотреть Лянгасово и Котельнич, но они не подходят по ряду параметров.

– В 2014 году на магистрали проведена модернизация универсальной системы автоведения грузового электровоза с добавлением функций информирования машиниста, или СИМ. Всего модернизировано сто сорок секций электровоза ВЛ80с, – сообщил на техсовете первый заместитель начальника Горьковской дирекции управления движением Александр Мальцев.

Отметим: график, сформированный АПК ЭЛЬБРУС, может передаваться на борт локомотива благодаря системе СИМ, которая является модернизацией системы автоведения грузового электровоза УСАВП-Г.
– Оборудование системой информирования машиниста электровозов ВЛ80с выполнено в соответствии с заданием по инвестиционному проекту «Внедрение ресурсосберегающих технологий», – продолжил тему начальник Горьковской дирекции тяги Андрей Дробинин. – В состав СИМ входит цветной графический дисплей, который отображает информацию о маршруте движения, профиле пути и положении поезда на нём, разрешённых скоростях, расположении светофоров, а также о рекомендуемой скорости движения. Специальный блок по каналу сотовой связи автоматически получает оперативное расписание движения поезда.
Опираясь на него, машинист может проследовать участок по расписанию через каждый раздельный пункт.

В то же время Андрей Дробинин обратил внимание участников технико-технологического совета на низкий процент использования локомотивными бригадами данного оборудования. В чём причина? Техническая неисправность? Нет – сбой программного обеспечения составляет немногим более одного процента. Остальные случаи – это недостаточный уровень знаний у локомотивных бригад да ещё известная «боязнь нового», которой подвержены преимущественно машинисты и помощники старшего возраста.

Технико-технологический совет обсуждал и другую автоматизированную систему – АСУ «Полигон», разработчиком которой выступает ОАО «НИИАС». Это автоматизированная система визуального контроля и анализа работы полигона. Испытания программного обеспечения автоматизированной системы управления поездной работой с использованием суточного энергооптимального графика движения АСУ «Полигон» на Горьковской магистрали проведены в ноябре 2014 года. Программное обес-печение продемонстрировало свою работоспособность. Сегодня технология организации движения грузовых поездов по энергооптимальным сквозным вариантным графикам разворачивается на полигонах Северной, Свердловской и Горьковской дорог.
Итогом заседания технико-технологического совета стало несколько решений, среди которых – тиражирование аппаратного комплекса ЭЛЬБРУС на участке Дружинино – Юдино – Муром – Черусти, автоматизация анализа в АСУ «Полигон», обкатка СИМ на Южном ходу дороги.