Смежная тяжесть. Газета "Гудок"
Автоматизированные системы управления
для железнодорожного транспорта
г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 21, стр. 16 +7 (499) 286-38-88
RU

Смежная тяжесть. Газета "Гудок"

На участке Балезино – Бабаево будет организовано движение сдвоенных тяжеловесных поездов

Руководители Горьковской, Северной и Октябрьской магистралей договорились о совместной организации движения соединённых поездов весом до 12 тыс. тонн на направлении Кузбасс – Северо-Запад.

Прогнозируемый на этот год по сравнению с прошлым рост объёмов перевозок на этом направлении, являющемся одним из самых грузонапряжённых на сети, – 3,8%. При этом ограниченная пропускная способность участка Балезино ГЖД

– Бабаево ОЖД уже сейчас начинает препятствовать пропуску всёвозрастающего потока вагонов с углем, рудой, нефтью в порты Северо-Запада, например в Усть-Лугу. А в условиях летних путевых работ своевременный обмен поездами между тремя магистралями станет и вовсе проблематичным.

В этой ситуации руководители трёх дорог решили применить технологию вождения соединённых поездов, которая, как ожидается, позволит использовать пропускную способность сетевого направления максимально эффективно. Объединение двух поездов-шеститысячников в один состав, в голове и в середине которого синхронно работают два электровоза, даст возможность пропустить по участку большее количество вагонов в единицу времени.

«Изначально мы планировали сдваивать поезда только для проследования ремонтируемых участков нашей дороги во время путейских «окон», – пояснил «Гудку» начальник Единого диспетчерского центра управления перевозками (ЕДЦУ) СЖД Сергей Островский. – Такие экспериментальные поездки локомотивные бригады совершают с конца прошлого года. Теперь же принято решение водить соединённые поезда в едином технологическом режиме на всём полигоне Балезино – Бабаево».

По мнению Сергея Островского, для получения большего эффекта нужно увеличить плечи обращения вагонов без техосмотра. И по возможности минимизировать временной интервал между следующими друг за другом соединёнными поездами. На Северной считают, что если эта технология вождения будет эффективна, то её при дефиците пропускной способности целесообразно применять не только в период летних путевых работ.

Что касается ОЖД, то с летнего периода магистраль вполне сможет пропускать такие составы.

«Для обеспечения перевозок мы планируем этим летом пропускать на направлении Лянгасово – Бабаево сдвоенные поезда весом 12 тыс. тонн. Их регулярность будет зависеть от грузопотока. Технические возможности у службы локомотивного хозяйства для пропуска таких поездов уже имеются», – сообщил «Гудку» и. о. начальника службы локомотивного хозяйства ОЖД Владимир Истомин.

Готова к пропуску тяжеловесов и Горьковская, где с конца ноября 2007-го возобновлено вождение сдвоенных составов. До этого магистраль в течение полутора лет в опытном режиме осуществляла вождение 12-тысячников, прерванное в феврале 2007-го после схода шедших в составе тяжеловеса 19 вагонов с углем из-за ошибки системы синхронизации двух локомотивов.

«С февраля разработчики системы исправляли ошибки и недоработки в техническом обеспечении. Одним из условий возобновления пропуска таких поездов стало улучшение состояния пути. Они не должны встречать на маршруте ограничения скорости ниже 25 км/ч, иначе возникает риск их остановки», – пояснил «Гудку» заместитель начальника дороги – начальник службы перевозок Александр Процкий.

Кроме того, для беспрепятственного пропуска тяжеловесов на ГЖД определены зоны между маломощными тяговыми подстанциями, где недопустимо движение сразу нескольких таких поездов, им будет не хватать мощности для достижения высокой скорости движения. Ряд тяговых подстанций будет модернизирован. А за счёт усовершенствования системы связи будут исключены риски сбоя в радиоуправлении тормозами локомотивов сдвоенного поезда. В этом году запланированы удлинение под приём тяжеловесов 38 путей на 12 станциях, реконструкция транзитного парка в Балезине. Благодаря нововведениям дорога получит возможность добавить в график движения семь тяжеловесов ежесуточно по северному ходу и пять – по южному.

Перед диспетчерами поставлена задача прокладывать сдвоенным безобгонные «нитки», согласовывая их приём и сдачу с соседними дорогами. «Эти задачи мы будем решать в тесном контакте с соседями, – сказал начальник ГЖД Сергей Козырев, – ведь полигоном одной магистрали вождение тяжеловесных, длинносоставных и сдвоенных поездов ограничивать нельзя: куда больший эффект компания получит, если к этому подключатся смежные дороги».

Уже этим летом сдвоенные тяжеловесы будут беспрепятственно возить грузы по полигону трёх дорог.

Пуск тяжеловесов в едином технологическом режиме, как ожидают их клиенты, позитивно скажется и на показателях грузоотправителей. При этом клиенты магистралей поддерживают идею организации круглогодичного движения тяжеловесов. Так, по словам Игоря Евстафьева – генерального директора ОАО «ПУЛтранс», предприятия, обслуживающего железнодорожную инфраструктуру в порту Усть-Луга, – на конец года запланирована сдача в порту первой очереди нефтеналивного комплекса, что увеличит отгрузку Усть-Луги на 18 млн тонн в год. В порту уверены, что пропуск поездов повышенной массы может быть одним из путей решения проблемы увеличивающегося грузопотока. «В перспективе к 2015 году объём переработки грузов достигнет 120 млн тонн в год, причём 96 млн тонн будет транспортироваться по железной дороге. Пути в порту Усть-Луга рассчитаны на приём поездов длиной 71 вагон.

Развитие путевого хозяйства порта Усть-Луга позволяет нам успешно справиться с такой задачей», – уверен Игорь Евстафьев.

Игнат Вьюгин

Комментарий «Гудка»

Заместитель начальника Северной железной дороги по локомотивному хозяйству Виктор Васильченко:

– Главная сложность в организации вождения сдвоенных поездов состояла в том, что ведущие их электровозы согласно инструкциям, утверждённым ещё МПС, необходимо оборудовать интеллектуальной системой автоматического ведения поезда в режиме тяги (ИСАВП-РТ), которая синхронизирует работу локомотивов.

Однако на большинстве машин сети ОАО «РЖД» такой системы нет. В этой ситуации мы предложили руководству компании разрешить локомотивным бригадам водить соединённые поезда без использования системы ИСАВП-РТ. Вместе с тем для достижения согласованности действий машинистов локомотивы сдвоенных поездов планируется дооборудовать радиостанциями КВ и УКВ.