Ощутимая польза

Ощутимая польза

Внедрение автоматизированных технологий на локомотивах способствует повышению качества эксплуатации тягового подвижного состава и укреплению безопасности движения.

Такая информация прозвучала на заседании технико-технического совета ЮВЖД по вопросу: «О реализации комплексно-научного проекта «Цифровая железная дорога» на Юго-Восточной железной дороге».
Как рассказал главный инженер Юго-Восточной дирекции тяги Сергей Максимович, повышение качества эксплуатации тягового подвижного состава невозможно без задействования перспективных автоматизированных инструментов и методов.

«Умный» локомотив

Ключевой технологией, которая предусматривает поэтапный переход к применению автоматических систем управления, заменяющих человека, является система автоведения.

«Это не только решение задач повышения эффективности операционной деятельности, но и возможность закрытия проблем с обеспечением трудовыми ресурсами в среднесрочной перспективе, когда неизбежно возникнут демографические проблемы. Кроме того – снижение напряжённости труда, развитие операторских функций. При этом от работников потребуется повышение квалификации и уровня знаний, позволяющих эффективно действовать в условиях нестандартных ситуаций, когда необходимо брать управление на себя», – продолжил главный инженер ЮВ ДТ.

Конкретизируя слова о замене машиниста на «автоматику», Сергей Максимович отметил, что «прообразы таких систем уже наличествуют». По ЮВ ДТ практически весь парк пассажирских локомотивов уже оборудован универсальной системой автоматического ведения поезда (УСАВП). Но, как признался специалист, функционирование существующих в настоящее время систем автоведения ещё требует присутствия человека, контролирующего процесс работы техники.

Без проводов

«В 2017 году как элемент внедрения автоматизированных технологий и безбумажной технологии на Юго-Восточной начато внедрение системы информирования машиниста (СИМ). Она позволяет получать расписание движения поезда для машиниста, натурный лист поезда, перечень мест ограничения скорости и немало других параметров в режиме реального времени. Работа СИМ осуществляется по беспроводным каналам связи РОРС GSM от единой системы мониторинга бортовых систем (БСМ ЕС)», – сказал Сергей Максимович.

В настоящее время системой информирования машиниста оборудованы 50 локомотивов серии ВЛ80 приписки эксплуатационного локомотивного депо Лиски-Узловая. В дальнейшем 
ООО «АВП Технология» – её разработчиком – запланировано расширение функциональных возможностей.

Указанные системы также осуществляют регистрацию параметров работы локомотивной бригады, что позволит в дальнейшем осуществлять автоматизированную передачу данных в электронный маршрут машиниста (ЭММ). Данный проект регистрирует события в работе локомотивной бригады, ранее отображавшиеся в бумажном маршруте машиниста, и тем самым не только ведёт учёт поездных операций во время поездки, соблюдения режима труда и отдыха локомотивщиков, обязательных производственных операций, выполняемых при подготовке в рейс, но и направлен на достоверный учёт непроизводительных потерь.

«На сегодняшний день в пунктах явок локомотивных бригад поставлено 90 электронных терминалов самообслуживания, а работники локомотивных бригад получили многофункциональные электронные карты, на которых зафиксированы их персональные данные. В ноябре 2017 года по Юго-Восточной дирекции тяги оформлено 54 тыс. маршрутов машиниста в электронном виде. Процент явки от общего количества оформленных маршрутов – 98,8, прохождения медицинских осмотров – 97,04, прохождения предсменных инструктажей – 86,3, окончания работы – 94,5. Процент печати электронных маршрутов машинистов – 73,9», – доложил Сергей Максимович.

На высоте положения

Говоря об информационно-коммуникационных технологиях, отдельно стоит остановиться на автоматизированной системе управления тяговыми ресурсами ОАО «РЖД» (АСУТ).

«Система предназначена для автоматизации процессов управления парком локомотивов и контингентом локомотивных бригад при полном обеспечении безопасности движения. В её основе – комплекс автоматизированных рабочих мест оперативного персонала эксплуатационных локомотивных депо, сервисных локомотивных депо и систем дорожного уровня. АСУТ решает задачи по инвентаризации и учёту парка тягового подвижного состава, оптимизации использования подвижного состава и локомотивных бригад, сокращению трудовых затрат при планировании и контроле выполнения программы ремонта тягового подвижного состава и другие. АСУТ была реализована при взаимодействии с системами управления перевозками. Кроме того, верхний уровень системы АСУТ обеспечивает функции контроля поездной работы и управления тяговыми ресурсами и применяется в диспетчерском центре управления перевозками», – привёл подробности главный инженер ЮВ ДТ.

Архитектура системы позволила реализовать некоторые функции, направленные на обеспечение безопасности движения. Среди них – запрет вызова локомотивной бригады на работу с недостаточным временем домашнего отдыха, недопущение сверхурочной работы локомотивной бригады свыше норм, установленных трудовым законодательством РФ.

«Однако, чтобы остаться на высоте в условиях постоянного совершенствования IT-технологий, необходима работа по увеличению функций АСУТ. До сих пор в ней не реализованы системы планирования производственных процессов локомотивного хозяйств: автоматического построения графиков работы локомотивных бригад, планирования программы ремонта локомотивов, а также планирования локомотивов под поезда во всех видах движения», – пояснил Сергей Максимович.

При внедрении проекта «Цифровая железная дорога» предстоит проделать огромный объём работы по многим направлениям, чтобы обеспечить требуемую безопасность движения поездов. Юго-Восточная дирекция тяги активно включилась в его реализацию.