Предпосылки для инновационного прорыва. Газета "Гудок". Выпуск № 219 (25888)

Предпосылки для инновационного прорыва. Газета "Гудок". Выпуск № 219 (25888)

Эффективное взаимодействие на «пространстве 1520» возможно на основе применения передовых технических систем.
На минувшей неделе в белорусском Гомеле состоялась встреча главных инженеров железнодорожных администраций СНГ. Там был сделан акцент на реализации прорывных технологий на «пространстве 1520». Участники мероприятия отметили, что инновационные процессы в отрасли уже запущены и тон здесь задают РЖД, где апробирован целый ряд передовых технологий.

По словам старшего вице-президента – главного инженера ОАО «РЖД» Валентина Гапановича, к передовым технологиям следует отнести, например, системы автоведения поездов. Немаловажными, по его мнению, являются внедрение высокоточных зеркально-лазерных устройств позиционирования «Палас» швейцарской разработки. Они применяются для постановки рельсошпальной решётки на проектные отметки. К таковым относятся и новейшие системы измерения параметров пути, устанавливаемые непосредственно на подвижном составе и позволяющие выполнять замеры по 76 позициям одновременно. Они уже используются на маршруте скоростного движения пассажирских поездов Москва – Санкт-Петербург. 

Не обошёл вниманием Валентин Гапанович ещё одну отечественную разработку – газомоторные локомотивы, работающие на сжиженном газе. Они предназначены для работы на неэлектрифицированных участках, что очень актуально для железных дорог Белоруссии. Россиянам также есть что взять на вооружение у белорусских коллег. В частности, устройства IP-телефонии для железнодорожных систем связи, производство которых освоено в городе Молодечно. 

Вообще, у белорусских железнодорожников с российскими коллегами установлено тесное сотрудничество. И это не случайно. Ведь наибольший объём грузоперевозок республики в международном сообщении – 47% – приходится на Россию. Главный инженер Белорусской железной дороги Валерий Шубадеров подчеркнул, что сотрудничество с РЖД имеет стратегическое значение. 

Сейчас на основе российского опыта и при непосредственной поддержке ОАО «РЖД» в Белоруссии реализуется проект ускоренного пассажирского движения. Но приоритетной задачей в рамках инновационного развития железнодорожной отрасли республики по-прежнему остаётся электрификация основных направлений. В завершающую стадию вступила электрификация участка Гомель – Жлобин. На очереди «осветление» коридора, разрезающего республику с севера на юг. Он образует ещё одно важное направление международных перевозок – между Ленинградской областью, Белоруссией и в перспективе Украиной. Валерий Шубадеров подчеркнул, что к электрификации своих магистралей белорусские железнодорожники подходят комплексно. Осуществляется полная модернизация участков дороги с полной заменой всей автоматики, систем управления производственными процессами, устройств централизации, блокировки и связи. При этом в Белоруссии внимательно следят за всеми техническими новинками и передовыми технологиями, внедряемыми в России, с прицелом на дальнейшее их применение у себя. Так, активно внедряются информационные технологии в области автоматизации перевозочного процесса. В частности, белорусы тесно сотрудничают со своими коллегами с Московской дороги. Сейчас рассматриваются возможности внедрения в Белоруссии системы АПК «Эльбрус» (разработка ВНИИЖТа) для организации движения грузовых поездов в энергоэффективном режиме. «Эльбрус» последовательно внедряется на российских железных дорогах уже с 2011 года. О нём рассказал заведующий отделением ВНИИЖТа Сергей Виноградов. А о том, как эта система применяется в тяжеловесном движении на Урало-Сибирском полигоне, рассказал главный инженер Свердловской магистрали Игорь Набойченко. Он отметил, что благодаря этой разработке в тяжеловесном движении удалось достигнуть 62% экономии энергоресурсов. 

С принципами работы современной системы комплексной диагностики технического состояния объектов железнодорожной инфраструктуры «Эксперт» ознакомил своих зарубежных коллег представитель ЗАО «НПЦ Инфотранс» Дмитрий Ефремов. Уже три года«Эксперт» успешно эксплуатируется на Куйбышевской дороге. И таких примеров немало. 

Сейчас главной задачей сотрудничества является масштабное внедрение передовых технологий и совместное использование инновационных технических систем. Для этого требуется наладить чёткий и надёжный процесс обмена информацией между специалистами стран. Сегодня в процессе информационного обмена активное участие принимают и ветераны отраслевой науки. Так, Валентин Гапанович сердечно поздравил заслуженного учёного – руководителя гомельской межведомственной лаборатории ООО «НПО Трибофатика» доктора технических наук, профессора Леонида Сосновского с 80-летним юбилеем и пожелал ему дальнейших успехов в научных исследованиях. Большой интерес вызвал доклад ветерана отрасли о применении трибофатических систем «колесо – рельс» для ускоренных испытаний моделей тормозных колодок. Леонид Адамович вместе со своими коллегами уже 30 лет занимается разработкой и применением научных принципов трибологии для испытания и совершенствования технических параметров зоны контакта «колесо – рельс» в грузовом движении и накопил в этой сфере колоссальные практические наработки. 

Ныне достаточно актуальна и необходимость защиты информационных систем от внешних воздействий. Этим активно занимаются российские институты и научно-производственные центры, обслуживающие потребности железнодорожной отрасли. Поэтому с большим интересом белорусскими и казахстанскими специалистами были выслушаны доклады российских учёных и инженеров о новейших технологиях и методиках в этой области. 

Заместитель начальника департамента технической политики – начальник отдела управления качеством ОАО «РЖД» Артур Акопян рассказал о применении современной методологии УРРАН в техническом обслуживании объектов путевого хозяйства. Её применение позволяет минимизировать риски отказов технических средств как в путевом хозяйстве, так и в хозяйствах автоматики, телемеханики, связи и движения. 

На встрече говорили и о многих других направлениях работы инженерного корпуса железных дорог государств СНГ. Это системы управления рисками при обеспечении надёжности перевозок в условиях ограниченных ресурсов, современные методы диагностики, импортозамещение и киберзащищённость, другие инновационные технологии, применяемые сегодня на транспорте. Но и это далеко не полный перечень тем, вынесенных на обсуждение коллегами из соседних стран. Среди ближайших планов создание в России, Казахстане и Белоруссии единого межгосударственного стандарта в сфере обслуживания пассажиров.